Информационный портал Аппарата акима города Каражал

Очерки по истории

Город Каражал образован Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 8 января 1963 года.
Расположен в 350 км. от областного центра.
Территория города составляет 12662 м2., плотность населения – 1.8 чел/км2., численность населения составляет 19389 человек.
Населенные пунктынаходящиеся в регионе: г. Каражал, поселки Жайрем, Актай, Шалгинск, курорт Шалгия.
В регионе проживают представители большинства наций и народностей многонационального Казахстана.
Рождению города предшествовала долгая история.
Летом 1911 года гидрогеолог Козырев А.А. возглавил экспедицию с целью определения и установления пригодности поселения русских крестьян из центральной России в здешние места. Неожиданно для всех обнаружил он железные руды, находящиеся на поверхности земли. Но лишь в 1931 году Омская геолого-разведочная партия под руководством Николаева И.Г. провела разведочное бурение на сопке, расположенной западнее сопки Бестобе, которая в последствии стала называться Каражалом. 
Каражал – в прямом смысле переводится как «черная сопка», точнее означает «черная грива». Таким образом, появилось на карте новое богатейшее месторождение железно-марганцевых руд. Однако не сразу началось освоение неместных  богатств рудного края. Рекомендации по освоению месторождений региона были приняты на совместном выездном заседании Академии наук Каз. ССР и СССР в городе Караганде в 1947 году. На заседании присутствовали академик И.П. и Президент Академии Наук Каз. CCР Сатпаев К. И.
Согласно легенде, в далёкие годы караван кочевников долго пробивался со стороны реки Шу через Балхаш в направлении нашего региона. Кругом стояла изнурительная жара, в степи не было никаких признаков воды. Старейшины каравана отправили на поиски воды молодых джигитов, которые нашли тихую безлюдную речку и они возвращались, размахивая руками с радостными криками – Суюнши! А-т-а! С-у-у!, в переводе «Дед!», «Вода!». С тех пор приток реки Сарысу получила название «Атасу».
1954 год – начато сооружение железной дороги «Атасу-Каражал». В августе 1955 года был поднят первый ковш руды в карьере «Западный Каражал», а в 1956 году ЖДЦ начал отгружать первые тонны руды.
В 1959 году началось строительство поверхностного комплекса шахты «Западный Каражал». В те послевоенные годы здешняя местность преобразилась до неузнаваемости. День за днем прибывали люди со всех концов бывшего Союза.
Местность, расположенная в районе нынешнего пос. Жайрем, в довоенное время называлось Баедил-Токабаем. Название Жайрем произошло от слова «Джейран» - козообразной разновидности степных антилоп. 
В недалеком прошлом, 50 лет назад на месте Жайрема была нетронутая ковыльная степь, спокойно паслись стада сайгаков, джейранов, часто встречались гнездовья дроф, куропаток, журавлей.
Первые отряды первопроходцев – геологов, топографов, начавших планомерное изучение, края, стали появляться в сороковые годы.
В 1949-50 гг. Атасуйской геофизической экспедицией под руководством Строителевой А.А. на участке проводились площадные геофизические съемки в масштабе 1:50000, в процессе которых выявлены магнитные аномалии, поименованные по названию ближайшего озера Жайремскими (Восточно Жайремская, Западно-Жайремская и Маложайремские №1, 2, 3, 4, 5).
В 1950-52 гг. была проведена проверка неглубокими скважинами природы ряда аномалий. При проверке Западно-Жайремской магнитной аномалии отдельными скважинами были вскрыты небольшие интервалы железных руд, объяснивших рудную природу аномалии, а также встречено баритовое и отчасти барит – свинцовое оруднение.
В 1957-60 гг. Джумартовская  поисково-съемочная партия проводила редакцию геологической съемки в масштабе 1:50000 со значительными объемами поисково-картировочного бурения. В результате этих работ группа жайремских магнитных аномалий была признана перспективной на предмет железо-марганцевого оруденения.
В 1959 году была начата проверка глубоким бурением природы Восточно – Жайремской аномалии.
В 1960 году отдельными скважинами было подсечено 4-х кратное чередование пластов железных руд с залежами барит – свинцово – цинковых руд.
Исполнителями работ (Рожнов А.А., Бузмаков Е.И., и др.)  впервые было заявлено о наличии в районе нового, до сих пор неизвестного стратифицированного комплексного железо – марганцевого и барит – свинцово – цинкового оруденения, которое в дальнейшем вошло в литературу под названием специфического Атасуйского типа оруденения. 
В 1965-70 гг. проводилась буровая разведка Западного и Дальне – Западного участков месторождения, а в 1970 году запасы барит – свинцовоцинковых  руд по этим участкам прошли утверждение в ГКЗ СССР и Жайремское месторождение было поставлено на баланс как одно из наиболее крупных месторождений в Союзе.
Специальным Постановлением ЦК КПСС и Правительства СССР было принято решение об освоении Жайремского месторождения.
В 1971 году на окраине поселка Геологов (ГРЭ) появились первые палатки строителей – это передовой отряд, возглавляемый Бабаниным  И.П., начал вскрышные работы на Дальне – западном участке и приступил к строительству Большого Жайрема.
В 1976 году ковш экскаватора поднял Первую руду на Дальнезападном Жайреме: «…и повезли вагоны жайремскую руду». Директором Жайремского ГОКа был назначен Асатов Садык Касымович.
С этого времени началось бурное строительство города, промышленных предприятий, железной дороги и всей инфраструктуры горнорудного  предприятия.