Информационный портал Аппарата акима города Каражал

Паспорт Программы "Дорожная карта занятости 2020"

07.05.2017

Утверждена       
постановлением Правительства
 Республики Казахстан 
от 31 марта 2015 года № 162

 Дорожная карта занятости 2020

 1. Паспорт Программы

Наименование Дорожная карта занятости 2020
Основание для разработки Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»; протокол совещания с участием Президента Республики Казахстан от 23 января 2013 года № 01-7.1
Государственный 
орган, ответственный 

за разработку 

и реализацию
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
Цель  Повышение уровня занятости населения, содействие повышению благосостояния, сокращение безработицы
Задачи Вовлечение в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения; развитие кадрового потенциала, в том числе для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы; совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.
Сроки и этапы реализации 1-й этап – 2015 год

2-й этап – 2016–2020 годы
Целевые индикаторы к 2020 году:

уровень безработицы не будет превышать  5,0 %;
уровень женской безработицы не будет превышать 5,5 %;
уровень молодежной безработицы (15–28 лет) не будет превышать 4,6 %.
Источники и объемы финансирования  На реализацию Дорожной карты занятости 2020 в республиканском бюджете на 2015 год предусмотрено 37,3 млрд. тенге.
В последующие годы объем финансирования Программы будет уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий плановый период в соответствии с законодательством Республики Казахстан

2. Введение

1. В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Глава государства указал на необходимость модернизации политики занятости населения в целях расширения доступности производительной занятости, повышения трудовой мотивации и роста доходов населения.

Необходимые для этого условия подготовлены всем ходом социально-экономических преобразований в Республике Казахстан. В стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышаются экономическая активность и уровень занятости населения.

Накоплен опыт антикризисного регулирования. Разработанные в рамках Дорожной карты (2009–2010 годы) меры сохранения рабочих мест и содействия занятости позволили сохранить высокий уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

Вместе с тем неустойчивость мирового развития и динамично меняющиеся в условиях социальной модернизации внутренние реалии выдвигают новые требования к регулированию рынка труда и содействию продуктивной занятости.

Ответом на эти требования является настоящая программа – Дорожная карта занятости 2020 (далее – Программа). Она является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов, Программы занятости 2020 и Дорожной карты занятости 2020, реализованных в 2013–2014 годах.

Программа актуализирована с учетом поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2015 года в части расширения мер по обеспечению занятости населения и принятию мер по недопущению высвобождения наемных работников.

3. Анализ текущей ситуации

2. На расширенном заседании Правительства Республики Казахстан под председательством Главы государства от 11 февраля 2015 года Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым была отмечена необходимость сохранения «Дорожной карты занятости-2020», доказавшей свою эффективность.

Так, в ее рамках с 2011 по 2014 год было вовлечено в активные меры содействия занятости 462 тысячи человек из категории малообеспеченных, безработных и самостоятельно занятых. В результате реализации предусмотренных мер 472 тыс. человек получили содействие в трудоустройстве, из которых 66 % на постоянную работу, а более 121 тыс. человек получили возможность освоить новую профессию, порядка 29 тыс. сельчан получили микрокредиты на льготных условиях.

Это положительно сказалось на уровне безработицы, который по итогам 4 квартала 2014 года составил 5,0 %, и снизился по сравнению с 2010 годом на 0,8 %.

При этом численность занятых соответственно увеличилась с 8,1 млн. человек до 8,6 млн. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 33 % (в 2010 году) до 29,4 % (4 квартал 2014 года).

Количество непродуктивно занятых по сравнению с началом 2013 года снизилось с 1,0 млн. человек до 721 тыс. человек.

Реализация программ молодежной практики и создания социальных рабочих мест способствовала недопущению роста молодежной безработицы.

Ее показатель сложился на уровне 4,0 % (в возрасте 15–28 лет), что является наиболее низким показателем за последние 20 лет.

Таким образом, реализация Программы свидетельствует о правильности предпринимаемых шагов, их позитивном влиянии и адресной направленности.

Выделяемые на ее реализацию из государственного бюджета средства доходят до сельской глубины и способствуют решению накопившихся в обществе проблем.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры и позитивные изменения, национальный рынок труда не сбалансирован. При наличии 458,6 тыс. безработных, из которых большинство лиц в возрасте до 34 лет, сохраняются незаполненные вакансии. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет профессионального образования.

В структуре занятого населения велика доля самостоятельно занятого населения. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. Значительная часть самозанятых не охвачена системой социальной защиты и поддержки.

В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы рынка труда (далее – АПРТ).

Они предполагают:

  1. развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка);
  2. увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, открытие новых рабочих мест);
  3. институциональное и информационное обеспечение политики занятости (создание служб занятости, информационных систем, организация информирования);
  4. усиление трудовой мотивации (профессиональная ориентация, оказание обусловленной социальной помощи).

Общепризнанными компонентами АПРТ, применяемыми в мировой практике, являются:

  1. ранние меры в течение периода безработицы, принимаемые государственными службами трудоустройства (далее – ГСТ), и высокая плотность контактов между лицами, ищущими работу, и консультантами ГСТ;
  2. регулярная отчетность и мониторинг наличия рабочих мест и деятельности по поиску работы;
  3. прямое направление безработных клиентов на вакантные рабочие места;
  4. составление соглашений о возвращении на работу или индивидуальных планов действий;
  5. направление в АПРТ во избежание снижения профессиональных навыков, способности найти работу или потери стимулирующих факторов в результате продолжительного периода безработицы.

С учетом возможной адаптации мирового опыта, во исполнение поручения Главы государства, данного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2015 года, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» разработана данная Программа.

Она включает в себя механизмы антикризисного реагирования, повышения эффективности регулирования рынка труда, в том числе мониторинга рынка труда, вовлечения малообеспеченного, безработного и непродуктивно самостоятельно занятого населения в активные меры содействия занятости.

Сильные стороны Программы заключаются в возможности быстрого реагирования на вызовы рынка труда. Слабые стороны Программы заключаются в неисполнении основных индикаторов по охвату целевой группы в случае сокращения бюджетных средств.

4. Цель, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации Программы

3. Цель Программы

Повышение уровня занятости населения, содействие повышению благосостояния, сокращение безработицы

4. Целевые индикаторы Программы

В ходе реализации задач, поставленных в Дорожной карте занятости 2020, планируется достижение следующих результатов:

к 2020 году:

  1. уровень безработицы не будет превышать 5,0 %;
  2. уровень женской безработицы не будет превышать 5,5 %;
  3. уровень молодежной безработицы (15–28 лет) не будет превышать 4,6 %.

 В рамках Программы в 2015 году государственной поддержкой от их общей численности будут охвачены:

  1. лица, самостоятельно занятые непродуктивным трудом, – 6,1 %;
  2. безработные – 21,0 %;
  3. трудоспособные члены малообеспеченных семей из числа получателей адресной социальной помощи – 20,0 %.

5. Основными задачами Программы являются:

1) вовлечение в активные меры содействия занятости непродуктивных самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения:

доля граждан, охваченных мероприятиями Программы, из числа обратившихся по вопросам участия в ней к 2020 году – 92,0 %;

доля женщин, охваченных мероприятиями Программы, из числа лиц, подписавших социальный контракт, к 2020 году – 44,6 %;

доля молодежи до 29 лет, охваченных мероприятиями Программы, из числа лиц, подписавших социальный контракт, к 2020 году – 43,5 %;

доля продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения к 2016 году – 64,5 %, к 2020 году – 66,5 %;

2) развитие кадрового потенциала, в том числе для реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 годы

доля трудоустроенных из числа завершивших профессиональное обучение в текущем году в рамках Программы к 2016 году – 70 %, к 2020 году – 71,0 %;

3) совершенствование системы оказания адресной социальной помощи:

удельный вес трудоспособного населения в составе получателей адресной социальной помощи к 2020 году – 30 %.

6. Государственными и иными органами, ответственными за достижение целей, целевых индикаторов, задач, показателей результатов являются: Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, акимы областей, городов Астаны и Алматы.

5. Основные направления, пути достижения целей и задач Программы, соответствующие меры

7. Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

  1. обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
  2. стимулирование предпринимательской инициативы и комплексное развитие опорных сел;
  3. обучение и содействие в трудоустройстве и переселении, с учетом реального спроса работодателя.

  Первое направление: обеспечение занятости за счет развития
инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

8. Данное направление предусматривает содействие занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов по следующим видам работ и объектов:

  1. капитальный, средний и текущий ремонты объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
  2. капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха). Для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением;
  3. капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, дороги районного значения, тротуары, плотины, дамбы и мосты);
  4. строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности (приоритетное внимание уделяется объектам, решающим проблемы аварийных, неприспособленных и саманных объектов здравоохранения на селе);
  5. благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок);
  6. капитальный, текущий ремонт социально-культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения.

9. В сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития реализация осуществляется по всем видам работ и объектам, предусмотренным пунктом 8 настоящей Программы, а в городах – по видам работ, указанным в подпунктах 1), 2), 3), 6) пункта 8 настоящей Программы, при этом приоритет предоставляется проектам, реализуемым в малых городах.

В дачных поселках – виды работ, указанные в подпунктах 1) и 3) пункта 8 настоящей Программы, реализуются по объектам, находящимся в коммунальной собственности.

10. Местными исполнительными органами отбор проектов осуществляется самостоятельно, исходя из:

  1. доведенных лимитов финансирования, при этом стоимость одного рабочего места не превышает лимита 3 млн. тенге по всем видам проектов;
  2. наличия проектно-сметной документации на строительство и капитальный ремонт объектов, прошедшей государственную экспертизу;
  3. наличия дефектной ведомости, сметной документации, сметы расходов на объем выполняемых работ, средний и (или) текущий ремонт которых планируется осуществить в рамках проектов;
  4. сроков проведения государственных закупок и возможностей закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей;
  5. сроков начала и окончания реализации проектов;
  6. возможностей софинансирования реализации проектов за счет средств местного бюджета;
  7. количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы, рассчитанной по представленным проектам;
  8. природно-климатических условий и других особенностей региона, влияющих на реализацию проектов.

11. Центры занятости населения направляют работодателям-подрядчикам, реализующим инфраструктурные проекты, участников Программы, проживающих в данном районе (городе), включая лиц с временной регистрацией.

Механизм реализации инфраструктурных проектов

12. Местные исполнительные органы представляют центральному уполномоченному органу в области здравоохранения и социально-трудовой сфере (далее – оператор Программы) проекты по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности, центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития – инфраструктурные проекты, предлагаемые для реализации в рамках Программы, с приложением требуемой действующим законодательством технической документации, обоснованием выбора проекта, показателей количества создаваемых рабочих мест и среднемесячной заработной платы ежегодно не позднее 15 апреля.

Проекты, предоставленные без соответствующей технической документации и обоснования выбора проектов, показателей количества создаваемых рабочих мест, размера среднемесячной заработной платы, а также предусматривающие создание рабочих мест стоимостью более 3 млн. тенге не рассматриваются.

13. В ходе рассмотрения проектов центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития проверяет соответствие проектов видам работ и объектов, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 5) и 6) пункта 8, центральный уполномоченный орган в области здравоохранения и социально-трудовой сфере – подпунктом 4) пункта 8 настоящей Программы.

14. При несоответствии проектов пункту 8 настоящей Программы центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения и социально-трудовой сфере направляют местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.

Перечень проектов, соответствующих пункту 8 настоящей Программы, формируется центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и направляется оператору Программы с приложением объемов финансирования, ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы.

15. Оператор Программы рассматривает проекты, представленные центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития, с учетом ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест, размера среднемесячной заработной платы.

16. Местные исполнительные органы в рамках реализации инфраструктурных проектов обеспечивают:

  1. создание новых рабочих мест;
  2. предоставление участникам Программы, проживающим, в том числе с временной регистрацией в районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, не менее 30 % рабочих мест при строительстве, не менее 50 % рабочих мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве по направлению центров занятости населения.

При реализации местными исполнительными органами проектов в рамках государственных и отраслевых программ, программ развития территорий участникам Программы, проживающим, в том числе с временной регистрацией в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект предоставляется не менее 10 % рабочих мест при строительстве и реконструкции и не менее 15 % рабочих мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве для трудоустройства на проекты по направлениям центров занятости населения.

В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в районе (городе), в котором реализуется проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов).

17. В случаях образования экономии бюджетных средств по капитальному, текущему ремонту проектов, благоустройству, местные исполнительные органы могут по согласованию с центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития направлять указанные средства на иные проекты, реализуемые по данному направлению Программы, или на улучшение показателей конечных результатов проектов.

18. Местные исполнительные органы ежемесячно к 10 числу месяца, следующего за отчетным, предоставляют отчеты по реализации инфраструктурных проектов и благоустройству центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития, по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности – центральному уполномоченному органу в области здравоохранения и социально-трудовой сфере.

Отчеты должны содержать сведения о:

  1. количестве начатых (завершенных) проектов, объеме выполненных работ в разрезе проектов;
  2. количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, а также о размере их среднемесячной заработной платы;
  3. освоении выделенных целевых трансфертов, причинах несвоевременного освоения и объемах финансирования из нижестоящих бюджетов;
  4. допущенных нарушениях и принятых мерах по их устранению.

Акимы областей, городов Астаны и Алматы дополнительно предоставляют оператору Программы информацию о количестве начатых (завершенных) проектов, количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, размере их среднемесячной заработной платы.

19. Центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития проводит мониторинг реализации проектов и ежемесячно к 15 числу месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты оператору Программы в соответствии с требованиями подпунктов 1), 2), 3) и 4) пункта 18 Программы.

Механизм участия в инфраструктурных проектах

20. Потенциальные участники Программы, желающие и имеющие возможность трудоустроиться на реализуемые проекты, обращаются в центры занятости населения с заявлением на участие в Программе с приложением следующих документов:

  1. копии документа, удостоверяющего личность;
  2. копии документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельских акимов), временную регистрацию;
  3. при наличии копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом) и/или других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат).

21. Центр занятости населения принимает решение о включении заявителей в состав участников Программы с учетом потребности работодателей в трудовых ресурсах и направляет их для трудоустройства на рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых инфраструктурных проектов.

22. Сведения об участниках Программы и работодателях, участвующих в реализации инфраструктурных проектов, размещаются в автоматизированной информационной системе «Дорожная карта занятости 2020».

23. Центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития и оператор Программы в пределах своей компетенции проводят мониторинг реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Программы.

 Второе направление: стимулирование предпринимательской инициативы и комплексное развитие опорных сел

 24. Второе направление предусматривает стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности через организацию или расширение собственного дела, комплексное развитие опорных сельских населенных пунктов.

 Стимулирование предпринимательской инициативы

25. Стимулирование предпринимательской инициативы осуществляется в селах со средним и высоким потенциалом развития, независимо от их административной подчиненности, малых городах, поселках, находящихся на территориях городской административной подчиненности.

26. Приоритетными населенными пунктами для реализации государственной поддержки предпринимательской инициативы являются опорные сельские населенные пункты.

27. Участникам Программы предоставляются следующие виды государственной поддержки:

  1. бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, содействие в разработке бизнес-плана;
  2. предоставление микрокредитов;
  3. предоставление сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
  4. развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства за исключением лиц, получивших микрокредиты на сумму до 500 тыс. тенге.

28. Условия участия и предоставления мер государственной поддержки участникам Программы определяются в Правилах организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости, утверждаемых центральным уполномоченным органом по вопросам занятости.

29. Порядок организации и проведения конкурса, условия отбора и предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам, мониторинг целевого использования выделенных кредитных ресурсов в рамках данного направления Программы определяются в Правилах кредитования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе, утверждаемых центральным уполномоченным органом по вопросам занятости.

30. Условия микрокредитования:

  1. бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;
  2. целевое назначение бюджетного кредита – организация или расширение собственного дела;
  3. микрокредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и приобретение жилой недвижимости, а также на осуществление деятельности в сфере торговли;
  4. срок микрокредитования сумм до 500 тыс. тенге – не более 3 лет, свыше 500 тыс. тенге – не более 5 лет;
  5. максимальная сумма микрокредита не может превышать 3 млн. тенге;
  6. конечному заемщику, микрофинансовым (микрокредитным) организациям и/или кредитным товариществам по микрокредиту предоставляется льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока микрокредитования, за исключением заемщиков, получивших микрокредит на сумму 500 тыс. тенге;
  7. конечному заемщику по микрокредиту до 500 тыс. тенге предоставляется льготный период по погашению основного долга сроком не более шести месяцев;
  8. для микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ годовая ставка вознаграждения по микрокредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по микрокредитам, установленной для уполномоченной региональной организации, и ее планируемых расходов, связанных с организацией микрокредитования;
  9. максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией;
  10. максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по микрокредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства, устанавливается для конечного заемщика по согласованию с региональной комиссией. При этом максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по микрокредитам до 500 тыс. тенге для конечного заемщика устанавливается в размере не более 5 %;
  11. участники Программы, досрочно погасившие микрокредиты, имеют право повторно обратиться за получением микрокредита для расширения собственного дела и получить микрокредит до 5 млн. тенге;
  12. допускается повторное кредитование за счет средств возвращенных конечными заемщиками по ранее выданным кредитным ресурсам в соответствии с условиями настоящей Программы.

31. Условия развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы:

1) развитие и/или сооружение инженерно-коммуникационной инфраструктуры предполагает подведение недостающей инфраструктуры к имеющимся системам: дорогам, канализации, тепло- и водоснабжению, газоснабжению, телефонным и электрическим сетям для проектов, реализуемых участниками Программы/

Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе – локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов. Подведенная инженерная инфраструктура передается на баланс коммунальной собственности местных исполнительных органов.

Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»/

2) приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, предполагает оснащение оборудованием, заменяющим отсутствие сетей канализации, тепло- и водоснабжения, газоснабжения, телефонных и электрических сетей, а также блок модулями (специально оборудованные передвижные дома) для развития отгонного животноводства для проектов, реализуемых участниками в рамках Программы.

Приобретаемое оборудование для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, через акты приема-передачи передается в собственность участнику Программы. При этом в течение срока до возврата микрокредита участник Программы обеспечивает и подтверждает целевое использование оборудования.

32. Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, осуществляются местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета/

33. Целевые трансферты местными исполнительными органами используются в соответствии с определенными техническими условиями или утвержденной в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», проектно-сметной документацией и бизнес-предложениями.

34. Местные исполнительные органы самостоятельно определяют уполномоченный орган по развитию и/или сооружению недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретению оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства.

При этом стоимость развития и/или сооружения объектов инфраструктуры и/или приобретаемого оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, не должна превышать 3-х млн. тенге на одного участника Программы, независимо от суммы выдаваемого микрокредита, без учета стоимости разработки проектно-сметной документации и стоимости проведения государственной экспертизы.

Мониторинг реализации предусмотренного договором инфраструктурного проекта возлагается на уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.

35. Механизм предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям, кредитным товариществам и организациям, имеющим статус финансового агентства:

  1. оператор Программы предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит;
  2. местные исполнительные органы районов (городов) с участием акимов сельских округов в соответствии с программами развития территорий, с учетом рекомендуемой схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции разрабатывают Карту развития предпринимательства и утверждают ее по согласованию с уполномоченным органом по развитию предпринимательства и сельского хозяйства области.

До утверждения Карты развития предпринимательства микрокредитование участников Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития предпринимательства региона, определенными региональными комиссиями;

3) местные исполнительные органы областей для организации микрокредитования определяют уполномоченные региональные организации;

4) уполномоченные региональные организации проводят конкурс по отбору микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ для участия в Программе в соответствии с Правилами кредитования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по вопросам занятости/

Микрокредитование конечных заемщиков без проведения конкурсов среди микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ может осуществлять сама уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства;

5) между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми (микрокредитными) организациями и/или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита/

В случае, когда уполномоченная региональная организация имеет статус финансового агентства, договор о предоставлении микрокредита заключается непосредственно с конечным заемщиком.

36. Механизм предоставления участникам Программы мер государственной поддержки по развитию предпринимательства:

  1. желающие принять участие в первом компоненте второго направления Программы обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы;
  2. центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты;
  3. центры занятости населения направляют участников Программы в организацию по оказанию сервисных услуг, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства, содействие в разработке бизнес-плана.

Уполномоченные органы занятости обеспечивают выплату материальной помощи на проживание и проезд участнику Программы.

На получение микрокредита без обучения основам предпринимательства могут претендовать лица, расширяющие действующий бизнес, или ранее прошедшие обучение основам предпринимательства, либо лица, имеющие подтверждающие документы о прохождении соответствующих курсов обучения основам предпринимательства в течение не более чем трех лет, предшествующих получению микрокредита;

4) предоставление микрокредитов:

участник Программы при содействии организации по оказанию сервисных услуг разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию со статусом финансового агентства, либо в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на микрокредитование участников Программы/

В случае получения микрокредита через кредитное товарищество участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимом уполномоченной региональной организацией в соответствии с Правилами кредитования микрофинансовых организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по вопросам занятости;

5) участник Программы после получения положительного заключения на получение микрокредита вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;

6) развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры:

центры занятости населения при получении положительного заключения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, либо микрофинансовой (микрокредитной) организации или кредитного товарищества, направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки участников Программы, проекты которых требуют развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства;

участники Программы для развития недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры представляют при необходимости технический паспорт, акт на землю, отвод н